Гончары

Невозможно представить себе быт человека, жившего в средние века, без предметов, изготовленных гончарами.
Они делали горшки, миски и кувшины. Лепили игрушки, из которых самыми распространенными были конь и медведь, причем последний всегда выглядел добрым, ручным. Изготавливали даже погремушки, окрашенные красными полосами и наполненные глиняными шариками.
Изделия заравнивали (лощили) костяными палочками или галькой, сушили и обжигали. Обожженные в открытом горне в обычных условиях приобретали красный цвет; обожженные в замурованном горне (без доступа воздуха) — серо-черный. Лощеные глиняные вещи приобретали блеск.
Изделия из глины были дешевыми и потому получили широкое распространение. В XIV в. в Москве начали изготавливать красную черепицу, в XVI в. — мореную черную. Ею покрывали дома, часто укладывая черепицы двух цветов попеременно, "в шахмат". В XVII в. черепицу начали обливать глазурью (полудой), и она приобретала в зависимости от полуды желтый, синий, зеленый и коричневый цвета. Кроме крыш из черепицы в городе были крыши медные, часто золоченые, а также крыши из луженого железа и из пластинок дерева — лемеха. Все эти разноцветные крыши весело блестели и переливались на солнце и придавали домам, а с ними и всему городу радостный, праздничный вид.
Сохранились документы, по которым можно установить, какие заказы выполняли гончары Москвы, а их в XVII — начале XVIII в. работало 245 человек. По этим материалам и составлены нижеприведенные задачи.
В 1701 — 1702 гг. мастера Андрей и Иван Рудаковы изготовили зеленую черепицу для покрытия глав церквей, а также красную и синюю — для дома П. М. Апраксина.
Изделия из глины шли не только на крыши домов, но и на полы. Кирпичники делали специальный кирпич различных размеров и формы и покрывали его с одной стороны глазурью. Из этих кирпичей-плит выкладывали полы в общественных зданиях. В жилых же покоях настилали деревянные полы.
В 1701 г. кирпичник Василий Федоров изготовил плиты зеленого цвета для вымостки полов в церкви Двенадцати апостолов в Кремле и в патриаршей Крестовой палате, а кирпичник Иван Лазарев — плиты того же цвета для полов в Московской ратуше.
Не следует думать, что кирпичник вел расчеты с заказчиком, используя стоимость одной плиты. На самом деле он считал плиты сотнями. За каждую сотню своего товара В. Федоров, например, получал 60 коп., а И. Лазарев — 2 руб. 50 коп.
В те далекие годы деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение. В XVII в. их начали покрывать зеленой глазурью (поливой) разных цветов. Первые изразцы, по цвету травы-муравы, стали называть муравлеными. Вторые — ценинными, так как на изготовление полив, которыми они были покрыты, шло олово, называемое по-немецки Zinn.
Красивыми муравлеными и ценинными изразцами начали выкладывать печи, и они стали украшением комнат.
Печи рассматривали так же, как мы теперь смотрим картинки в книжке. Чего только не было на изразцах! Например, на одном — диковинная птица и надпись: "Сирии—птица рая", на другом — невиданный носорог и текст: "Инрог, зверь лютой". Постепенно изразцы, которыми покрывали печи, стали составлять единый узор.
Изготовить печные изразцы было намного труднее, чем черепицу или плиты для вымостки полов. Поэтому стоили изразцы дороже. Например, известно, что в 1682 — 1683 гг. Семен Буткеев изготовил муравленые и ценинные изразцы для облицовки печей в царских дворцах в Измайлове и Коломенском.
Нам, привыкшим к современным ценам, кажется, что изразцы стоили дешево, всего 2 или 3 коп. за штуку. На самом же деле заказчику нужно было заплатить за 150 — 300 изразцов, которые шли на печь, за кирпич, материал, работу. Поэтому стоила такая печь рублей 15, что было по тем временам огромной суммой. Для сравнения сообщим, что высококвалифицированный печник за день зарабатывал 5 коп. Поэтому изразцовые печи ставили только во дворцах, в загородных царских резиденциях, в служебных помещениях — приказах, а также в домах богачей.
Из всех мастеров, которые в конце XVII в. клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, самым известным был "Ивашка Семенов сын Денежка",
или, как бы мы назвали его теперь, Иван Семенович по прозвищу Денежка. О выполненных им заказах сохранилось много сведений. Мы рассмотрим только работу, произведенную им в 1683 г., когда мастер сложил печи в доме, где жили царевны, — в палатах, мыленке (бане), в подклете и сенях. Вместо ответа приведем выписку из документа, хранящегося в Российском Центральном государственном архиве древних актов, на основании которого составлена эта задача.
В 1683 г. И. Денежка "уговорился зделать в хоромах государынь царевен в 3 комнатах да в крестовой [ молельной ] 4 печи ценинных круглых, да в мыленке печь ценинную ж, да под теми хоромами в подклетах и в теплых сенях 4 печи зеленые... Ивашку дать за ценинный образец по шти денги, а за зеленые по четыре де-нги". Денга — монетка, равная 0,5 коп. Следовательно, "шти денги", которые заплатили И. Денежке за ценинный изразец, есть 6 денег = 3 коп., а за муравленый — 4 денги = 2 коп.
Отметим, что печи в царских хоромах были особенные, без топок. Топили печи в подклете, и горячий воздух по трубам поднимался вверх — в палаты и нагревал там печи, которые были, в нашем теперешнем понимании, как бы батареями-радиаторами. Так же обогревалась и Грановитая палата. Теплый воздух из подклета по трубам проходил внутри столба, стоявшего посередине Большой палаты, нагревая и столб и палату.
Тому, кто хочет получить удовольствие от встречи с древнерусским искусством, советуем неторопливо осмотреть изразцы, собранные в музее в Коломенском. Яркие и веселые, написанные с народным юмором "на погляденье" людям, они не могут не радовать нас и сегодня.
В 50-е гг. XVII в. в Москве начали изготавливать изразцы для наружных стен зданий. Из Беларуси были переселены опытные мастера-изразечники, которые в 1654 г. стали делать изразцы для украшения Иверского Валдайского монастыря, в 1658 г. — Воскресенского Новоиерусалимского. После низложения патриарха Никона новоиерусалимских мастеров перевели в Москву. С 1666 г. они, как и московские гончары, жили в Гончарной слободе, где и перенимали друг у друга секреты ремесла.
Известным гончаром Москвы в XVII в. был белорусский мастер Степан Полубес. Тем, кто хочет познакомиться с его работами, советуем осмотреть храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Обратите внимание на созданный им декоративный узор "павлинье око", 
обрамляющий здание. С 1673 г. Степан Полубес вместе с мастером Игнатом Максимовым взялся за изготовление изразцов для украшения Покровской церкви в селе Измайлове.
Гончары, жившие в Гончарной слободе, построили для себя нарядную церковь Успения (1654). В 1702 г. к ней пристроили придел. Над ним возвели купол с восьмиугольным барабаном, на гранях которого из рельефных ценинных изразцов выложили фигуры евангелистов. Никто не знает, кто автор этого гончарного чуда. Многие ученые считают, что изразцы изготовлены "ценинных дел государевым мастером" Степаном Полубесом, ибо не было в Москве в то время другого столь искусного гончара, который мог бы справиться с подобной работой. Изразцы были, вероятно, переданы строителям придела в церкви Успения в Гончарах семьей мастера, которого в то время уже не было в живых.
XVIII век был временем расцвета производства изразцов в Москве. В этом веке соборы, дворцы и служебные помещения возводили, используя только три строительных материала — кирпич, белый камень и изразцы, но выглядели здания столь нарядно, что стиль, в котором они были построены, архитекторы назвали "узорочье".

Hosted by uCoz