Грановитая палата

При Иване III и его сыне Василии III был построен новый Кремлевский дворец, который поражал современников богатством и пышностью, а нас бы удивил необычностью планировки, так как состоял из отдельных зданий, соединенных переходами, внутренними дворами, крылечками. Из всех этих сооружений сохранилось только одно, построенное в 1487 — 1491 гг. (архитекторы — Марко Фрязин и Пьетро Антонио Соларио) и известное как Грановитая палата. Двухэтажное здание получило свое название по облицовке фасада граненым белым камнем. На первом этаже этого дома помещались склады и поварни, на втором — Святые сени и Большая палата (парадный зал).Большая палата была главным церемониальным залом дворца. Она предназначалась для приемов особенно почитаемых иноземных послов, для заседаний Боярской думы в особо важных случаях. В этой палате царь "давал стол", т. е. устраивал пиры по случаю важнейших событий в жизни государства. Так, в Большой палате Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, Петр I — над шведами в Полтавской битве. Большая палата имеет простую квадратную форму. Крестовые своды ее потолка опираются на стоящий посреди палаты столб, дверь украшена позолоченной резьбой, стены и потолок — живописью, столб — узором, вырезанным по камню. Старинные фрески, которыми была расписана палата, не сохранились, ив 1881 г. артель палехских мастеров под руководством братьев Белоусовых расписала ее заново, использовав сюжеты из Библии и русской истории. Интересно рассмотреть вырезанный из камня узор, украшающий портал двери, которая ведет из Святых сеней в Большую палату. В нем нет ничего случайного. В растительный орнамент вплетены изображения орлов, грифонов и львиные маски, т. е. тех зверей и птиц, которые считались геральдическими и обычно помещались на гербах и знаменах, символизируя княжескую власть. Мастер вырезал их на портале двери, чтобы подчерк резного портала дверей отличается пышностью, соответствующей уровню двора государя всея Руси. Перед Большой палатой помещены Святые сени. Они очень нарядны, украшены резьбой порталов и росписями стен и потолков.
Высота Святых сеней меньше высоты Большой палаты, так как над их сводами располагался скрытый этаж, где помещалась смотрильная палата. Это была небольшая, нарядно убранная комната. Ее пол выстлали войлоком, стены, потолки, лавки и двери обили красным и зеленым сукном, на фоне которого ярко блестели луженые ручки и петли дверей.
Из смотрильной палаты в Большую выходило окно, через которое царица с малолетними царевичами да с царевнами, большими, т. е. старшими, и меньшими, наблюдали за всем, что происходит в тронном зале. Это не было тайным подсматриванием и подслушиванием. Все знали, что у смотрильного окна, рама которого была обита красной тафтой, сидит царица, оттуда ей все хорошо видно. Прямо против окна, в восточном углу палаты, стоял царский трон.
По обычаю, гости не должны были лицезреть царицу и царевен, поэтому суконные занавески на окнах смотрильной палаты располагали так, чтобы женщин никто не видел. Петр I отменил этот обычай, и на заведенных им ассамблеях гости стали появляться с женами, а принимали их хозяин с хозяйкой.
Сейчас в Святые сени и из них в Большую палату попадают через Владимирский зал Большого Кремлевского дворца, раньше - через Красное крыльцо, которое разобрали в 1935 г. Его можно рассмотреть на рисунке в "Книге об избрании на царство" (1672), хранящейся в Оружейной палате, и на старинных гравюрах. Крыльцо шло от Благовещенского собора к Грановитой палате мимо Средней Золотой палаты. К нему вели три лестницы. По левой, у Благовещенского собора, на крыльцо поднимались послы христианских государств, по средней - остальные. По правой же лестнице Красного крыльца (у Грановитой палаты), которую называли Красной или Золотой, никакие гости никогда не ходили. Эта парадная лестница была украшена золотыми шатрами, на ее площадках стояли скульптуры вызолоченных львов. Она была всегда закрыта позолоченной решеткой, охраняемой стрельцами. И только в особо торжественных случаях - в дни венчания на царство и во время бракосочетания - по Красной лестнице спускался царь с многочисленной свитой. Это шествие называлось большим царским выходом.
Гостей, приглашенных в Грановитую палату, принимали торжественно. Они выходили из экипажей метров за 30 - 40 от Красного крыльца у подъездного помоста, где им кланялись стольник с дьяком и объявляли, что государь, "воздаючи честь" гостю, повелел его встретить. Затем гость поднимался на Красное крыльцо, где ему устраивали "среднюю встречу" и более родовитый стольник второй раз величал гостя.
В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали "большую встречу", где ему "почести ради" кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу - в Святых сенях, когда гость "не дошед порога с сажень".
Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его. Да и мы с вами, когда выходим к гостям навстречу, улыбаемся, стараемся сказать им что-то приятное, выполняем тот же ритуал гостеприимства, который сложился на нашей земле за долгие столетия.
В наши дни Красное крыльцо отстраивают заново, что возвратит Соборной площади ее подлинный облик. Ведь так много связано с этим крыльцом! Здесь Иван Грозный встречал именитых гостей, а Лжедмитрий I принимал челобитные от горожан. С Красного крыльца сбрасывали на пики жертв стрелецкого бунта - родственников и сторонников Петра I.
Восстановление Красного крыльца возвратит России не только еще один архитектурный памятник, но и часть ее истории.

Hosted by uCoz