НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Главным достижением царствования Петра I можно считать успешное завершение Северной войны, открывшей стране выход на просторы Балтийского моря.
30 августа 1721 г. в городе Ништадте был подписан договор, по которому шведский король уступал "за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царского величества оружие от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена... с городами и крепостями: Ригой, Пернавой [Пярну], Ревелем [Таллинн], Дерптом [Тарту], Нарвой, Выборгом, Кекстольмом [Приозерск]".
На торжествах по случаю подписания Ништадтского мира было провозглашено, что Петра I за его заслуги перед Россией отныне станут именовать Отцом Отечества, Петром Великим, Императором Всероссийским.
Победа над Швецией стала возможной благодаря созданным Петром I флоту и регулярной армии, которые к концу его царствования достигли огромных размеров. Кроме огромной регулярной армии, созданной Петром I, страна имела еще нерегулярную армию, состоявшую из 100-тысячного казацкого войска, а также башкирских, татарских, калмыцких полков. Эти войска собирались для помощи регулярной армии, а затем, когда необходимость в них исчезала, распускались по домам. Чтобы показать многочисленность армии, рассмотрим, какое число воинов принимало участие в Персидском походе 1722 -1723 гг. Этот поход был предпринят Петром Великим после окончания Северной войны для того, ЧТОА бы закрепить за Российским флотом возможность плавать по Каспийскому морю, используя его для торговли соседними государствами.
18 июля 1722 г. Петр I, погрузив на суда пехоту, отплыл из Астрахани к Дербенту. По берегу в том же направлении шла конница этом же походе принимали участие и нерегулярные войска.
Российская армия в устье Терека разбила войско противника и 23 августа 1722 г. заняла Дербент. Отсюда она должна была двинуться к Баку, но буря разметала русские суда с продовольствием, и дальнейшие военные действия пришлось на время отложить.
За зиму на верфях Астрахани, Казани и Нижнего Новгорода было построено 73 судна, которые летом 1723 г. переправили армию к Баку. Благодаря совместным действиям армии и флота 26 июля 1723 г. сильнейшая в регионе крепость Баку сдалась русским войскам. 12 сентября 1723 г. был подписан мирный договор с Персией, по которому Дербент, Баку и часть Каспийского побережья отошли к России.
В память об этих победах в торжественные дни над Петропавловской крепостью поднимали флаг, на желтом фоне которого был четко виден двуглавый орел, державший в когтях карты четырех морей - Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского.
Петр I мечтал сделать так, чтобы из одного моря по рекам можно было попасть в другое. С этой целью он планировал в тех местах, где издавна существовали волоки для перетаскивания судов, построить каналы. Разрабатывались планы строительства шести систем каналов, из них полностью была построена одна - Вышневолоцкая судоходная система, и начато строительство Ладожского канала, после завершения, которого появилась возможность попадать из Невы в Волгу, минуя бурное Ладожское озеро. Десятки тысяч рабочих несколько лет строили два канала на юге страны. Один должен был соединить речки Камышинку и Иловлю (притоки Волги и Дона), другой - пройти через Иван-озеро и соединить по мелким речушкам Оку с Доном.
Строительство обоих каналов было прервано в 1711 г., когда в результате неудачного Прутского похода Россия потеряла Азов. Завершено строительство Волго-Донского канала было только в наше время.
Задуманное Петром I сооружение Мариинской системы было осуществлено в XIX в. и в наше время завершено строительством Беломоро-Балтийского канала. В результате создан Волго-Балтийский водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем.
Думая о развитии торговых связей с Америкой, Японией, а также с Индией, Петр I стремился разведать морские пути к этим государствам. В 1719 г. царь послал поручика Ивана Евреинова и геодезиста Федора Лужина снять карту Камчатки, а также выяснить, "со-шлася ль Америка с Азиею". Посланцы на судне прошли вдоль Курильской гряды до пятого или шестого острова, но во время бури корабль потерял якоря, и они вынуждены были вернуться в Охотск, не установив, соединяются ли материки. За 35 дней до своей смерти Петр Великий посылает с той же целью экспедицию во главе с капитаном I ранга Витусом Берингом, которому было поручено построить 2 бота на Камчатке, пойти на них на Север, составить карты берегов и выяснить вопрос о существовании пролива между Америкой и Азией. Витус Беринг нашел этот пролив, который теперь носит его имя.
Трудно перечислить все начинания Петра I, получившие продолжение и развитие в наши дни. Разрабатываются залежи полезных ископаемых Урала, Алтая, Сибири, Забайкалья, открытые рудознатцами в эпоху Петра. Добывается уголь в Донбассе и Кузбассе, запасы которого были открыты в 1722 и 1724 гг. Петр I считал, что "сей минерал [уголь] если не нам, то нашим потомкам весьма полезен будет". Он мечтал, чтобы в доменных печах сжигали не древесный уголь, на котором в то время вели плавку, а каменный или торф, что должно было способствовать сохранению лесов. Царь понимал но и как богатство страны. Им был отдан приказ, запрещавший рубить леса на расстоянии 50 км от больших рек и 20 км - от малых. Петр требовал использовать древесину бережно: из обрубков корабельного леса делать колеса и лафеты, из сучков, пней, старых бочек - поташ.
Велением Петра в стране появилось племенное коневодство, овцеводство развивалось льноводство и виноградарство.
Особо отметим учреждение Петром Великим Российской академии наук. Благодаря многолетней работе этого центра научной мысли государства отечественная наука занимает достойное место в мире.
За годы правления Петра Великого Россия разительно изменилась. Все, что было сделано в стране за эти годы, осуществлялось во имя и во славу Отечества, но, и это мы вынуждены отметить, за счет народа России, оплатившего петровские реформы непосильным трудом и тяжкими жертвами.
Историк Е.В. Тарле утверждал: "...Великая держава, одна из самых могущественных на море и безусловно самая могущественная на суше, - вот чем было Русское государство в системе других стран к моменту смерти Петра".

Hosted by uCoz