Кожевники

При раскопках в Зарядье нашли несколько дворов кожевников. В этих дворах обнаружили емкости из бревен с остатками извести и золы для вымачивания шкур: так от них отделяли шерсть. Там же нашли дубовые чаны, в которых кожу выдерживали в настое коры различных деревьев — дубили, и она становилась мягкой и эластичной.
Из кожи шили обувь, делали седла, саадаки (футляры для лука и стрел), кошельки и другие изделия. Седла московской работы высоко ценились за границей, особенно на Востоке.
В XV — XVI вв. кожевники из Великого посада переселились в Замоскворечье — в Кожевническую слободу. Построенная ими церковь так и называется — церковь Троицы в Кожевниках.
В районе нынешнего Курского вокзала была еще одна слобода, где жили кожевники. Но они шкур не дубили, а вымачивали в квасе и затем мяли. Полученные кожи назывались сыромятными и шли на изготовление конской упряжи. Сейчас в районе этой слободы — Сыромятническая набережная реки Яузы.
В Москве в 1638 г. было около 200 мастеров, изготавливавших изделия из кожи, причем использовали как кожи, выделывавшиеся в столице, так и привозные.
Вычислим число кожевников, специализировавшихся на пошиве сапог и рукавиц.
Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли — поршни, которые делались из целого прямоугольного куска кожи, стягивавшегося вокруг ноги кожаным ремешком. Кроме поршней носили невысокие башмаки — чоботы. Но чаще всего все, от мала до велика, носили сапоги. В XII — XIII вв. их шили из тонкой кожи, причем подошвы делали из двух слоев той же кожи. Сапоги отличались от современных тем, что были, как валенки, одинаковые на обе ноги.
В XIV — XV вв. научились выделывать толстую воловью кожу, которая шла на подошвы и каблуки. Сапоги стали шить с острым, приподнятым вверх носком, с невысокими, ниже колен, голенищами, косо срезанными назад. В XVI — XVII вв. в моду вошли сапоги на очень высоких каблуках. Немецкий ученый Адам Олеарий в своем "Описании путешествий в Московию" (середина XVII в.) рассказывает: "У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками; у иных в четверть локтя длиной; эти каблуки сзади по всему нижнему краю подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами едва доходит до земли".
Мужчины тоже носили сапоги с высоко задранными носами и с высокими каблуками. Старинная русская былина подсмеивается над Чурило Пленковичем и Дюком Степановичем, соревновавшимися в щегольстве. Сапожки одного из франтов были такими, что "из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки яйцо кати".
Сапоги надевали на чулки из ткани (летом) или из меха (зимой).
Митрополит Даниил гневно обличал тех, кто вместо того, чтобы заниматься делом, думает лишь "о красоте сапожней" и заказывает себе "сапоги вельми червлены и малы зело, яко же и ногам своим велику нужду терпети от тесноты... их".
Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли — поршни, которые делались из целого прямоугольного куска кожи, стягивавшегося вокруг ноги кожаным ремешком. Кроме поршней носили невысокие башмаки — чоботы. Но чаще всего все, от мала до велика, носили сапоги. В XII — XIII вв. их шили из тонкой кожи, причем подошвы делали из двух слоев той же кожи. Сапоги отличались от современных тем, что были, как валенки, одинаковые на обе ноги.

Hosted by uCoz