Плотники

Мастеров этой, одной из самых нужных профессий называли еще рубленниками. Без срубленных ими домов и храмов, мебели, бочек и лоханей, саней и телег никто обойтись не мог.
На Руси бытовало мнение, что жить в деревянном доме здоровее, чем в каменном. Особенно ценили избы, срубленные из смолистых сосновых бревен, так как они были самыми сухими и теплыми. Ставили дома обычно в несколько житл, или, как бы мы сказали теперь, этажей. В нижнем этаже, в подклете, хранили припасы. Жили на втором этаже в горницах — помещениях, находившихся "горнее", выше подклета. Над женской половиной дома возводили большие светлые палаты, в которых было много окон. Они назывались светлицы, в них женщины ткали, шили, вышивали.
Горницы топились по-черному и по-белому. Очень часто в одном и том же доме были горницы с печью и дымоходом и с печью без дымохода. Существование "курных изб" объясняется, возможно, особенностью устройства крыш и климатом России. Крыши домов, сделанные из коры и дерева, от частых дождей и обильных снегопадов сырели, и их успешно сушил дым, поднимавшийся через потолок вверх. Дом с печью, топившейся по-черному, был суше и теплее дома, топившегося по-белому.
И сейчас можно встретить старые дома в Архангельской области с печами, которые хозяева до сих пор изредка топят по-черному, чтобы просушить крышу и чердак, а живут, конечно, в комнатах с современной печью. Удивительно, что в комнате, которая топится печью без дымохода, чисто. Мебель и иконы в красном углу, белоснежные занавески на окнах и подзоры на кроватях не имеют следов сажи, и только верх стен и потолок совершенно черны. В такой комнате с печью без дымохода сейчас прорублены большие современные окна с яркими, по обычаю северян, цветами на подоконниках. В средневековой же Москве делали небольшие длинные окошки под потолком, чтобы через них уходил дым и угар, ибо, как отметил книжник XII в., "горечи дымные не претерпев, тепла не видати". Эти окошки не открывали, а задвигали рамами, заволакивали, и поэтому их называли "волоковые" (от слова волочить). В них вставляли слюду или промасленную ткань: они пропускали мало света, поэтому в горницах и днем было полутемно. Дома богатых людей по-черному не отапливали, и они имели не волоковые, а большие окна, которые называли красными. Но и в этих окнах стояло не стекло, а слюда. Стекло было известно на Руси уже в конце XIV в., но умели его изготавливать только круглой формы и небольших размеров, вроде дна бутылки. Было оно темно-зеленого цвета и потому использовалось редко. До конца XVII в. в оконницы всех домов, и богатых, и бедных вставляли слюду. Даже окна царского дворца в Коломенском, построенного для царя Алексея Михайловича, блестели "драгой слюдвой".
Вся мебель горниц — стол, лавки, сундуки — была срублена из дерева. Ели из посуды, которую тоже вырубали из целого куска дерева топором, а позже стали вытачивать из клена и ясеня. Из клена вырезали также ковши и ложки.
В сенях дома зимой стояли лыжи, которые были известны на Руси с X в. Делали их так же, как современные, — с загнутым вверх концом, со сквозными отверстиями для ремешка, которым лыжи крепили к обуви. Рядом с лыжами могли лежать, дожидаясь зимы, и коньки, только их тогда вырезали из коровьей кости.
Нет сведений о числе деревянных домов в Москве. Сохранилось лишь сообщение о том, сколько дворов было в столице, и можно им воспользоваться, так как двор, или усадьба, как сказали бы теперь, имел жилой дом, а также конюшни, сараи, бани и другие строения следовательно, домов в Москве было ни в коем случае не меньше числа дворов.
В 1701 г. Петр I приказал Земскому приказу составить список всех дворов в Москве, с которых собирали мостовые деньги, т. е. деньги на строительство мостовых. Приказ перечислил, сколько было в столице "по писцовым и переписным книгам... в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном и за Земляным городом дворов всяких чинов людей написано". По сведениям, сообщенным в этом списке, составлена нижеприведенная задача.
Согласно тому же источнику, в 1701 г. в Кремле и Китай-городе жили только богатые люди — духовенство, чиновники, дворяне, богатые купцы, а ремесленный люд жил в Земляном городе или за его пределами.
Вероятно, большая часть домов в Москве в 1701 г. была из дерева. 
Деревянный город часто горел, и, чтобы уменьшить число пожаров, Петр I в 1701 г. предписал в Москве "деревянного строения отнюдь не строить, а строить неотменно каменные домы, или, по крайней мере, мазанки, и строиться не среди дворов, как было в старину, а линейкой по улицам и переулкам для великаго Его Царскаго Величества интереса и лучшаго в том способа и против строений других Европейских Государств".
Но приказ этот не выполнялся, так как на строительство каменных домов нужно было больше средств. Поэтому следили за тем, чтобы лишь в Кремле и Китай-городе не строили деревянных домов.
Из всех городов России только Петербург был возведен из камня, но для этого с 1714 по 1728 г. было запрещено строительство каменных домов по всей стране, так как в Санкт-Петербурге "каменное строение зело медленно строится и каменщиков и прочих художников того дела достать трудно и за довольную цену".
Все города империи были деревянные. В 1760 г. обследовали более 70 городов центральной и северной России и установили, что в 55 из них не было ни одного каменного дома, а в остальных — немного.
Пожары и войны уничтожили многие деревянные города, дома в которых были срублены умелыми российскими плотниками так качественно, что могли бы стоять века. В Кижском заповеднике, например, сохранилась церковь Лазаря, которой уже 600 лет, сделанная без единого гвоздя. По всему русскому Северу сохранилось множество удивительных деревянных храмов, домов, бань и мельниц, срубленных талантливыми русскими зодчими в XVII — XVIII вв. Эти строения помогают представить какими красивыми были древние деревянные города России в прошлые века.

Hosted by uCoz