ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ РОССИИ - НАЧАЛЬНЫЕ И 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СТРАНЫ,
ГОТОВИВШИЕ ИНЖЕНЕРОВ
АРТИЛЛЕРИСТОВ, ГЕОДЕЗИСТОВ, ОФИЦЕРОВ
XV - XVII вв. в Московском государстве богатые родители учили детей дома, а те, кто не мог нанять учителя, отправляли ребят в школы при церквях, в которых дьяк года за три обучал их Закону Божьему, чтению и письму. Этих знаний было совершенно недостаточно для службы в армии и флоте, создаваемых Петром I поэтому царь стал открывать учебные заведения, в которых должны были обучаться будущие инженеры, артиллеристы, морские офицеры и другие специалисты. В1701 г. в Москве, в Сухаревой башне, открылись "Математические и Навигацкие, т. е. мореходно-хитростных наук школы". В них принимали мальчиков и юношей от и до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Сначала всех зачисленных как "добровольно хотящих, иных же паче [лучше] и со принуждением" посылали в первый класс Русской школы. Окончивших ее переводили во второй класс - в Цифирную школу.
В обеих школах учили читать, писать и считать. После их окончания детей "разных чинов людей" (разночинцев) посылали служить в Адмиралтейство писарями, помощниками архитекторов, аптекарями. Дворянские же дети продолжали получать образование в Навигацкой школе, где преподавали геометрию, тригонометрию, астрономию, географию и другие науки. Выпускникам школы присваивали офицерское звание и отправляли во флот и армию. Если же кому-то из очень способных разночинцев удавалось закончить Навигацкую школу, то они затем служили на кораблях штурманами.
В 1715г. Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург, поближе к морю, и переименовали в Морскую академию, а Русская и Цифирная школы, оставшиеся в Сухаревой башне, стали подготовительными классами академии. Трудно приходилось ученикам этого первого в стране высшего технического учебного заведения. Жили они на казарменном положении в течение 9 - 10 и более лет и занимались по 8 - 9 часов в день. За промахи в учебе учащихся били, так как считалось, что "жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетели". Для поддержания порядка во время занятий по уставу Морской академии предписывалось "для унятия крику и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой коморе во время учения и иметь хлыст в руках, буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить...". Деньги от казны на содержание учеников поступали нерегулярно, поэтому они нередко голодали.
Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, а учебники, хотя и переведенные на русский язык, были написаны так сложно, что их невозможно было пересказать своими словами и приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все это, число офицеров, окончивших школы, год от года росло, и уже к 20-м гг. XVIII в. Россия перестала приглашать иностранцев на службу во флоте. Чтобы представить, как много юношей в сухопутной Москве изучали морское дело, решите следующую задачу.
Кроме Математической и Навигацкой школ Петр I учредил в Москве пушкарские школы, Инженерную, Госпитальную и школу Глюка.
Пушкарские школы, как и навигацкие, состояли из Русской, Цифирной школ и специальной, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцы, окончившие первые две школы, служили рядовыми в артиллерии; дворяне же после окончания специальной школы становились офицерами.
В Госпитальной школе обучали будущих лекарей и фельдшеров. Задачу школы пастора Глюка царь сформулировал так: "Для общей всенародной пользы учинить на Москве школу на дворе В.Ф. Нарышкина на Покровке, а в той школе бояр и окольничих и думных и ближних и всякого служилаго и купецкаго чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости". Чтобы сравнить число учеников в этих школах, следует знать, сколько человек в них училось в какой-нибудь один год.
Сохранившиеся сведения о пушкарских школах позволили составить следующую задачу.
В Москве в 1712 г. получило, по современной терминологии, высшее и среднее специальное образование около 900 человек. Значение этого факта огромно, так как до Петра I во всей стране не было ни одного светского учебного заведения и ни одного студента, кроме учащихся Славяно-греко-латинской академии. Заслуги Петра по созданию учебных учреждений, дающих гражданам техническое образование, отметил в "Слове на похвалу... памяти Петра Великого", произнесенном 29 июня 1725 г., писатель и государственный деятель Феофан Прокопович: "Что ни видим цветущее, а прежде сего нам и неведомое, не все ли то его заводы?.. Что же речи о Арифметике, Геометрии и прочих математических искусствах, которым ныне дети Российстии с охотою учатся, с радостью навыкают, и полученная показывают с похвалою: тая прежде были ли? Не ведаю, во всем государстве был ли хотя один цирклик [циркуль], а прочаго орудия и имен не слыхано: а есть ли бы где некое явилося арифметическое или геометрическое действие, то тогда волшебством нарицано".

Hosted by uCoz