СТОЛП ИВАНА ВЕЛИКОГО

Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Иоанна Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столпа, над ней располагалась колокольня. При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. Новую церковь построил архитектор Бон Фрязин за три с небольшим года (1505-1509). Она состояла из трех восьмериков, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Иоанна Лествичника.
Через 100 лет, в 1600 г., при Борисе Годунове, колокольне достроили еще один восьмерик, круглый барабан, увенчанный золотым куполом и огромным семиметровым крестом. В народе колокольню стали называть столпом Ивана Великого.
Массивная колокольня Ивана Великого кажется стройной и летящей вверх. Этого впечатления зодчие добились, уменьшая высоту каждого следующего яруса относительно предыдущего и чуть наклоняя стены всех ярусов к оси башни. Толщина стен верхних ярусов меньше, чем нижних, что делает башню зрительно еще более легкой.
Зрительно ощущение устремленности башни ввысь создается и использованием закона "золотого сечения", известного еще в античной Элладе. Приблизительно такое же отношение между высотой второго восьмерика и высотой нижней его части. Иначе говоря, высота каждого восьмерика делится на две части, из которых большая составляет приблизительно 0,6 от высоты всего яруса. Это соотношение размеров называется золотым сечением. Оно придает зданию красоту, изящество и стройность.
Долгое время считали, что у столпа очень глубокий фундамент, доходящий почти до уровня Москвы-реки. В 1968 - 1979 гг. проводили реставрацию колокольни. У ее основания были заложены шурфы для изучения состояния фундамента здания. Ученые выяснили, что "Иван Великий" стоит на совсем небольшом фундаменте, сложенном из глыб белого камня в виде пирамиды, расширяющейся в глубину.
Каменный фундамент колокольни для прочности опирается на свайное основание, образованное большим количеством вбитых в землю бревен.
Древесина свай, которые почти 500 лет поддерживают огромное здание, по заключению ученых, не потеряла своих свойств и полностью обеспечивает устойчивость древней постройки.
Декоративное оформление "Ивана Великого" очень простое. Гладкие, ровные стены украшены только лопатками по углам, полосочкой арок между лопатками первого восьмерика, карнизами с мелким узором, а также щелевидными окнами, дающими почувствовать мощь стен.
Древнерусские зодчие возводили свои творения, в основном используя кирпич и белый камень. Обычно сооружения были двухцветными. Изначально "Иван Великий" тоже имел красные стены и белые декоративные детали: лопатки, арочки и т. д. В XVII в. его впервые весь сделали белым, а затем к этой окраске настолько привыкли, что при реставрации первоначальную красно-белую краску восстанавливать не стали. Простая побелка стен придает столпу чистоту и строгость, а золоченый купол с крестом и затейливая вязь славянской надписи - вид богатый и царственный.
Возвышающийся над землей на 81 м, "Иван Великий"с его благородной строгостью и чистотой форм, величавой монументальностью является одним из выдающихся памятников архитектуры.

Hosted by uCoz