КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ
Колокола вешали в специально построенных колокольнях, причем существовали маленькие колокольни, на которых было от 5 до 10 колоколов, и большие, где их количество исчислялось десятками.
По размеру и звучанию различали три вида колоколов: благовестники, красные и зазвонные. Первые из них были самыми массивными и гудели как бы басом.
Колокола средних размеров за красоту звука называли красными, их звучание соответствовало почти всему диапазону человеческого голоса. Среди них были колокола теноровые, альтовые, баритональные и т. д. Самые маленькие колокола - зазвонные - пели дискантом.
Басовые колокола в Кремле висели в Успенской звоннице, в Филаретовой пристройке и первом ярусе "Ивана Великого". Кроме них на первом ярусе столпа было шесть колоколов теноровых, на втором - шесть альтовых, на третьем - зазвонные колокола-дисканты. Когда начинали звонить, звучали колокола всех трех видов, поэтому мелодию называли трехзвон или трезвон. Сколько колоколов когда-то трезвонило в Москве, сказать сейчас невозможно. Старожили утверждают, что в столице было 40 сороков церквей. Исторические документы называют меньшее их число, хотя тоже достаточно большое.
Москва всегда была веротерпимым городом. Поэтому в ней в 1917 г. наряду с 764 православными храмами было еще 84 культовых здания, где молились католики, мусульмане, лютеране и другие верующие. Уважение ко всем религиям столица не утратила и в наше время. В 1990 г. в Москве действовало 155 православных церквей и 16 иноверческих и инославных культовых зданий. Среди них - костел, молитвенный дом баптистов и адвентистов, армянская церковь, 7 храмов старообрядческих, мечеть, 2 синагоги.
Во все эпохи в Москве служба шла во многих христианских храмах. В праздники москвичи слышали несколько тысяч колоколов, которые воистину поднимали оглушительный трезвон. В зависимости от повода, по которому звонили, звоны были разные. В честь побед и праздников звуки плыли медленно, величаво, торжественно; по случаю похорон - скорбно, с большими паузами; весело - во время венчания. Праздничный трезвон напоминал танцевальную мелодию, ритм частушки.
Звонари играли одновременно на нескольких колоколах. Например, в Новодевичьем монастыре один звонарь звонил во все колокола, которые висели на колокольне. В Троице-Сергиевой лавре на колокольне было много колоколов, но звонили всего два звонаря. Причем один из них заставлял говорить большой колокол - Лебедь, а второй - все остальные колокола. Он держал в правой руке связанные в один узел веревки от языков дискантовых колоколов, в левой - от альтовых и педалью приводил в движение языки теноровых колоколов. Если на колокольне колоколов было много, то звонили несколько звонарей. Добиваться слаженного звучания колоколов помогал многовековой опыт игры на колоколах, который передавался из поколения в поколение. Согласно традиции, мелодию вели красные колокола, им вторили басовые, украшали звон трелями дисканты. Каждый звонарь вслушивался в вырисовывающуюся мелодию и своей игрой старался дополнить ее. В результате коллективных усилий возникали звоны-импровизации, звоны-вариации, которые никогда не повторялись.
Русские колокольные звоны - явление национальное, которому аналогов в мире нет. Они - часть нашего музыкального наследия, которое следует изучать, возрождать и беречь.

Hosted by uCoz