ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того чтобы его повесить, срубили рядом с "Иваном Великим" башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны два каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую сторону. Раздавался низкий, торжественный гул.
В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654 г. из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Эту работу поручили нюрнбергскому мастеру Иоганну Фальку, который после смерти Андрея Чехова стал главным пушечным и колокольным литцом Москвы. Однако Фальк посчитал, что отлить такой большой колокол, да еще в короткий срок, невозможно. Изготовить новый к олокол предложили литцы Пушечного двора, сообщившие царю, "что их с такое большое колокольное дело против иноземца Ивана Фалька будет (т. е. что они сумеют выполнить эту работу не в пример Фальку) и слова и травы" на колоколе положат такие же, как кладет Фальк.
За один год литец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяном отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего Царь-колокола.
Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Летопись сообщает: "... и как после литья из ямы вынят и тот колокол поставлен был на станках и был в него благовест в господские праздники и от того благовесту во 162 (1654) году этот колокол разбили". Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов. Отлить новый колокол взамен разбитого поручили Александру Григорьеву.
Сирийский путешественник Павел Алеппский, живший в Москве в 1655 - 1656 гг., видел литца и рассказывает, что был тот "человек малорослый, тщедушный, моложе 20 лет, совсем еще безбородый", который "пообещал отлить колокол лишь за год, а сделал скорее". П. Алеппский восторженно отзывался о колоколе: "Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет; она превосходит силы человеческие". Звук этого гиганта он сравнивал с ударами грома. П. Алеппский оставил нам и описание того, как в яме на Ивановской площади отливали этот колокол. Сначала на дне ямы, выложенной кирпичом, из глины вылепили "болван", имеющий форму колокола. Затем его обжигали на костре до тех пор, пока он не стал тверже камня. Потом на "болван" положили слой глины такой толщины, какой хотели отлить колокол, хорошо ее высушили, но не стали обжигать. На этом слое глины укрепили вырезанные из дерева украшения колокола. Затем сплели кожух из полос железа, обмазанных глиной, и надели его на "болван". На внутренней поверхности кожуха отпечатался рисунок колокола. Кожух тоже обожгли, затем блоками подняли вверх и, убрав слой глины между кожухом и "болваном", опустили его на место. Готовый "колокольный образец", состоящий из "болвана" и кожуха, смазанных жиром, чтобы медь быстрее текла, плотно заложили в яме кирпичом, дабы он не мог сдвинуться с места под тяжестью вливаемой в него меди. На этом закончились подготовительные работы. Приступили к отливке. В пять печей стрельцы загрузили куски меди от старого колокола, причем каждый кусок тащили 40 - 50 человек. Трое суток плавилась в печах медь и затем сутки лилась по пяти канавкам в форму, пока не заполнила ее. Двое суток медь в форме остывала. Чтобы вынуть колокол из ямы, собрали огромную деревянную конструкцию с шестнадцатью блоками. Более 1000 стрельцов канатами, пропущенными через блоки, поднимали колокол. Оказалось, что его масса еще больше, чем масса старого колокола.
К этому колоколу выковали огромный железный язык.
Колокол, отлитый Григорьевым, много лет висел на деревянных "подмостьях" около "Ивана Великого". Его можно было хорошо рассмотреть, и поэтому сохранилось много описаний этого гиганта. Известно, что на его поверхности были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. В 1679 г., т. е. через 24 года после отливки, нашелся умелый человек, который за 9 месяцев смог поднять этот колокол на Успенскую звонницу. Из приказа царя Федора Алексеевича узнаем имя этого мастера. Приказ гласит: "Пожаловать подъемщика Ивашку Кузьмина за подъем и за устройку к благовесту Большого Успенского колокола". Итак, Царь-колокол, отлитый А. Григорьевым, благовестил с 1679 г. уже в Успенской звоннице, и его голос перекрывал голоса всех других колоколов столицы.
Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился. В 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, но еще большей массы. Изготовление его поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Иван Федорович вычертил
колокол, изготовил модель в натуральной величины, потом сделал форму и приступил к отливке, пользуясь почти теми же приемами, что и А. Григорьев.
Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей не только потекла в "колокольный образец", но и разлилась по литейной, что привело к пожару. На ликвидацию его последствий Михаилу Моторину с помощниками, которым работа была поручена в связи со смертью Ивана Моторина, потребовался год. И только 25 ноября 1735 г. приступили к новой отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в печах за 36 часов, начали вливать в форму. На отливку гигантского Царь-колокола потребовалось всего 1 час 12 минут. Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным. Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.
Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.
Истинная масса этого гиганта - 12 327 пудов 19 фунтов = 201 т 924 кг = 200 т, с точностью до десятка тонн, так как точное значение пуда - 16,380 кг, а фунта -0,4095 кг.
После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.
Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у "Ивана Великого".
В 1979 г. во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т. е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.
После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, изображения святых, орнаменты, надписи.
Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности кожуха. В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались по приказу Петра I пьедестальному и формовочному делу за границей. Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано, "что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире".

Hosted by uCoz