|
|
Более 100 лет Россия, потерявшая в неудачной Ливонской войне принадлежавшую ей часть побережья Балтийского моря, торговала со странами Западной Европы лишь через Архангельский порт. Суда с товарами могли проходить замерзающим Белым морем только несколько месяцев в году - в короткое полярное лето. Стране нужен был выход к морю в другом, более удобном для мореплавания месте. На Балтике владычествовала Швеция. И Петр I, не имея достаточных сил для сражения с ней, решил отвоевать у Турции крепость Азов, преграждавшую российским судам выход в Азовское море.
29 июня 1695 г. 31-тысячная российская армия осадила крепость, но после трехмесячных безуспешных боев стало очевидным, что овладеть Азовом она не сумеет, так как 8-тысячному гарнизону крепости с моря помогал турецкий флот. Россия же в то время не имела ни одного военного корабля. Петр 1 снял осаду Азова 27 сентября, вернулся с армией в Москву и поставил перед собой и страной, казалось бы, совершенно неразрешимую задачу: создать за год военный флот России и с его помощью в 1696 г. овладеть Азовской крепостью. Однако все задуманное Петром было выполнено. По велению царя в Голландии купили 32-весельную галеру, которая могла двигаться и под парусом, и на веслах. Водой доставили ее в Вологду, оттуда на 20 санях перевезли в село Преображенское и здесь, взяв ее за образец, стали строить галеры и брандеры. Строили флотилию солдаты Преображенского и Семеновского полков, а также артели вологодских плотников Осипа Щеки, нижегородца Якова Иванова. В ноябре 1695 г. суда в селе Преображенском были готовы, и в конце февраля их в разобранном виде посуху повезли на реку Воронеж. Там в стужу и метель их снова, собрали и 2 апреля 1696 г. начали спускать на воду. В целом на строительство судов на верфях Москвы, на их доставку в Воронеж, сборку и спуск на воду ушло всего 5 месяцев (ноябрь - март). Совершенное было делом столь удивительным, что в Воронеже в честь создания военного флота России была выбита медаль с надписью: "Бывает небываемое". Запомним, что военный флот нашего государства родился в Москве. Суда, построенные на верфях Москвы, не были точной копией голландской галеры, так как российские кораблестроители использовали собственный опыт строительства торговых и рыбачьих судов. Зимой 1695/96 г. суда строили на верфях не только в Москве, но и вдоль реки Воронеж. 26 тыс. плотников под руководством Петра I рубили суда привычной для Руси конструкции - плоты, морские лодки (на 20 - 30 человек каждая) и струги (гребные плоскодонные суда длиной 25 - 35 м, шириной 5 - 7 м). Команда самых крупных стругов составляла 178 человек.3 мая 1696 г. 40-тысячная русская армия двинулась по реке Дон к Азовской крепости на новых плотах, лодках, стругах, 23 галерах (из которых одна была голландской работы и 22 -московской), 4 брандерах и двух 36-пушечных кораблях ("Апостол Петр" и "Апостол Павел"). 20 мая часть флота перекрыла устье Дона и лишила возможности Крым и Турцию посылать в крепость боеприпасы и продовольствие. На помощь турецкому гарнизону Азова из Константинополя пришла эскадра. Турецкая эскадра не рискнула атаковать русскую флотилию и ушла в Константинополь. Оставшись без помощи, гарнизон Азова 18 июля 1696 г. сдал город. Чтобы удержать завоеванный Азов, а затем отвоевать у Турции Керчь и выйти к Черному морю, России необходимо было увеличить численность судов военного флота. Вопрос об их строительстве обсуждался на заседании Боярской думы 20 октября 1696 г., где было вынесено решение: "Морским судам быть". Этот день считается днем рождения Российского флота. Решением думы были учреждены "кумпанства", каждое из которых обязано было за свои средства строить суда. Дума приговорила: "Корабли сделать со всею готовностью и с пушками, и с мелкими ружьями, как им быть на войне, а делать их так: святейшему патриарху и властям, и монастырям с 8000 крестьянских дворов - корабль; с бояр и со всех членов служивых людей с 10 000 крестьянских дворов - корабль; гостям и гостинной сотне, черных сотен и слобод людям вместо десятой деньги, которая с них собиралась в прошлых годах, сделать 12 кораблей со всеми припасами". Несмотря на общий ропот, за три года (с 1696 по 1698 г.) на Воронежских верфях "кумпанства" под руководством 63 специально для этой цели приглашенных иностранных кораблестроителей построили не 66, как предполагалось, а 77 судов, вооружив их 2506 пушками и 11 мортирами. Одновременно на этих же верфях без помощи иностранцев ремонтировали и строили струги. На Воронежских верфях любил работать Петр I. Так, в 1698 г. он самостоятельно, без помощи иностранцев, спроектировал и построил 58-пушечный корабль. Царь придумал для него такую конструкцию киля, которая гарантировала отсутствие течи в судне даже при его отрыве. Подобные суда англичане начали строить только с 1840 г. Для создания кадров российских кораблестроителей Петр I в 1697 г. послал молодых людей учиться искусству строить суда в те страны, которые славились своими успехами в этой области. Дети придворных ехали за рубеж крайне неохотно, да и их семьи противились этим поездкам. Недовольство уменьшилось лишь после того, как царь сам отправился в Голландию и Англию учиться строить и водить корабли. Вернувшись из-за границы, Петр I поехал в Воронеж осматривать построенные "кумпанствами" суда, так как намеревался продолжить войну с Турцией за Черное море. Но союзники России в этой войне - Австрия, Венеция, Польша - начали вести с Турцией переговоры о мире, к которым пришлось присоединиться и России. В Константинополь для заключения мирного договора был послан думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев. Чтобы придать вес посольству, Е. Украинцев плыл в Турцию на 46-пушечном корабле "Крепость", а сопровождала его до Керчи эскадра военных кораблей. В нее входил линейный корабль "Апостол Петр", капитаном которого шел царь. В эскадру вошли галиоты - небольшие галеры, суда весельно-парусные, а также бригантины - морские парусные двухмачтовые суда с прямым парусом на передней мачте и косым на задней. Это были новые для России корабли, построенные "кумпанствами" под руководством иностранцев. Были в эскадре и струги, плоскодонные парусно-гребные суда старой конструкции, на которых плыли 500 казаков во главе с донским атаманом Фролом Минаевым. Турецкий адмирал и керченский паша попробовали задержать посольский корабль в Керчи, но, увидев грозную российскую эскадру, вынуждены были отступить. "Крепость" прошла через Керченский пролив в Черное море, благополучно пересекла его и бросила якорь в Констатинопольской гавани против султанского дворца. Это был первый русский военный корабль, появившийся на Константинопольском рейде. Он свидетельствовал о мощи родившегося флота России и был веским аргументом для Оттоманской империи, заставившим ее подписать в августе 1700 г. договор о мире с Россией на выдвинутых послом условиях. По договору турецкая крепость Азов, а также построенные Петром I на берегу Азовского моря крепости Таганрог, Павловск, Миус остались за Россией. К тому же наша страна перестала платить дань крымскому хану в размере 30 тыс. рублей в год. России отходили земли на восток от Азова - "на 10 часов пути", но взамен она обязалась не строить укреплений от Таганрога до Перекопа, а также срыть все форты и укрепления вдоль Днепра и не ставить их на всем протяжении от Запорожской Сечи до Очакова. |
|