ЦАРСТВУЮЩИЙ ГРАД МОСКВА

Мне не стыдно назвать Москву славную Третьим Римом, как солнце, сплющил над землею велико Русскою. Сказание о царстве Казанском.  XVI в.
В XV в. Москва из столицы маленького удельного княжества превратилась в стольный град огромного государства, и ей следовало, придать вид, соответствующий ее возросшей роли. В первую очередь нуждался в перестройке Кремль - символ страны. Здания на Боровицком холме, возведенные еще при Иване Калите и прослужившие почти 150 лет, сильно обветшали. Своды Успенского собора поддерживали толстые бревна - древа, а Архангельский собор еле стоял "ветхости ради". Пришлось разобрать старые кремлевские дворцы и храмы и на их месте поставить новые. По велению великого князя Ивана III и митрополита в Кремле были сооружены: Успенский собор - главный храм страны, Архангельский собор - усыпальница московских князей, златоверхий Благовещенский собор - домовый храм княжеской семьи, церковь-колокольня "Иван Великий", а также построен княжеский дворец, от которого до наших дней сохранилась лишь Грановитая палата.
На Боровицком холме выросли высокие и светлые храмы, затейливые терема и палаты, которые возвышались над малоэтажным деревянным городом и казались его жителям чудом, сотворенной из камня сказкой. О впечатлении, которое производил на современников Успенский собор, летописец повествует так: "Бысть же та церковь чудна велми [очень] величеством и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством; таковой же прежде того не бывало на Руси".
Вокруг храмов и дворца поднялись новые стены и башни Кремля, еще более могучие, высокие, чем были раньше. За 35 лет, в течение которых перестраивались сооружения на Боровицком холме, стены и башни Кремля, дворцы и храмы, оставаясь на прежних местах, поднялись в высоту, разрослись вширь так же, как за эти годы выросло и набрало сил Московское государство.
За это время изменился и внешний облик построек Кремля, которые из белокаменных, т. е. сложенных из белого камня, стали кирпичными (красными), а белый камень использовался в них лишь для украшения.
На Руси издавна строили из кирпича. Из него возведены Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве (XI в.), храмы в Смоленске, Чернигове. В стародавней Руси стены построек складывали, чередуя слой камня и слой кирпича, который скрепляли цемянкой - известковым раствором с примесью толченого кирпича. Древний кирпич, называвшийся плинфа, был вовсе не такой формы, как современный. Чтобы мы себе его представили, вычислим размеры одного такого кирпича.
Конечно, на каждой постройке применяли плинфу своего размера, но все эти кирпичи-плинфы имели общую особенность: они были почти квадратной формы и небольшой высоты. Качество строительства в Древней Руси было столь велико, что многие храмы, возведенные в XI - XII вв., стоят и поныне. Однако за годы монголо-татарского ига на Руси утратили секреты старых ремесел, в том числе и умение изготавливать высококачественный кирпич и известь. Поэтому итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, которому было поручено перестроить Успенский собор в Кремле, прежде чем приступить к работе, пришлось создать за Андрониковым монастырем, в селе Калитникове, в районе нынешнего "птичьего рынка", "печь, чем ожигать кирпич", т. е. первый кирпичный завод в России. На этом заводе, а также на других "государевых заводах", открытых позднее, стали делать кирпич очень высокого качества. Он был настолько прочен, что его трудно ломать Егда его ломать, - сообщает летописец, - тогда в воде размачивают". Наладили и производство извести, столь "клеевитой", что "яко на утрие засохнет, то ножем не мощи разколупати".
На строительстве сооружений на Боровицком холме использовали кирпич трех видов: маломерный "государев кирпич" размером 22х11х5 см, который шел на строительство дворцов и храмов, "государевый большой руки" кирпич размером 31х13х9 см, который шел на возведение стен и башен Кремля, и огромный кирпич размером 56х28х15 см, которым укрепляли берег Москвы-реки у Водовзводной башни.
Полупудовый кирпич чаще использовался при строительстве и назывался двуручным, так как его поднимали двумя руками. При перестройке всех сооружений на Боровицком холме было использовано огромное количество кирпича.
Главной заботой Ивана III было строительство Кремля и других построек на Боровицком холме. Их "делаша наши же мастеры" под руководством итальянских архитекторов. Возведенный ими ансамбль с остроконечными башнями, колокольней Ивана Великого, стройными белокаменными соборами, теремами и дворцами, свободно раскинувшимися на Боровицком холме, асимметричный и многоцветный, - уникальный памятник русской архитектуры. Вот как сказал о Кремле русский поэт К.Н. Батюшков: "Здесь представляется взорам картина, достойная величайшей в мире столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте.

Hosted by uCoz